Италийская мифология - По латинскому языку - Рефераты - Каталог файлов - Кафедра германо-романской филологии
Категории каталога
По немецкому языку [0]
рефераты по теоретическим и практическим дисциплинам немецкого языка
По французскому языку [28]
рефераты по теоретическим и практическим дисциплинам французского языка
По латинскому языку [19]
рефераты по курсу латинского языка
Наш опрос
Какой иностранный язык вы бы хотели изучать в качестве второго (или самостоятельно)?
Всего ответов: 554
Главная » Файлы » Рефераты » По латинскому языку

Италийская мифология
[ ] 03.06.2009, 12:41
Италийская мифология

Италийская мифология, система мифологических представлений италиков - индоевропейских племён Апеннинского полуострова, принадлежавших к оскско-умбрской и латино-фалисской языковым группам (сабины, оски, латины, умбры, фалиски и др.). Мифологические представления других племён полуострова либо составляют самостоятельную систему (см. Этрусская мифология), либо остаются вне пределов изучения из-за отсутствия источников (у лигуров, мессапов, сиканов, элимов). И. м. сложилась во 2-1-м тыс. до н.э. Мифологические представления италиков, восходящие к древнейшему периоду истории индоевропейских народов, сплавились с мифологическими представлениями местного средиземноморского населения. Сформи- ровавшаяся позднее римская мифология вобрала в себя в переработанном виде многие италийские мифы. Вплоть до 19 в. мифологические представления народов Италии рассматривались исследователями как "римская религия".
Основной источник для изучения И. м. - произведения Вергилия, Овидия, Проперция, Силия Италика, опиравшихся на более древнюю традицию. Так, в "Энеиде" Вергилия (1 в. до н.э.) использован италийский фольклор, древние предания италиков об основателях городов и героях. Персонажи "Энеиды" (Эней, Латин, Лавиния, Турн, Мезенций, Лаве, Камилла) - это также и персонажи италийских мифов (археологические раскопки выявили следы почитания Энея в городе Лавиний в 5-4 вв. до н.э.). Важное значение для воссоздания И. м. имеют комментарии Сервия и Макробия к "Энеиде", составленные в 5 в. н.э.; эпиграфический материал: Игувинские таблицы 3-2 вв. до н.э., на умбрском языке, в которых упоминаются италийские божества; одна из оскских надписей - Агнонская таблица (3-2 вв. до н.э.), содержащая сведения о почитавшихся в священных рощах архаических италийских божествах; остатки древних святилищ, культовые памятники, погребения, монеты италийских городов с изображением священных животных, богов, сцен мифологического содержания (на стелах из Сипонта, ок. 900 до н.э.; на сосудах Камповалано, ок. 600 до н.э. и др.).
В И. м. важное место занимают тотемические представления. В мифах волк, дятел, олень выступают либо прародителями отдельных племён, либо их вождями при переселении на новые места. Наименование многих италийских племён произошло от их тотемных предков: лукавы, вероятно, - от lycos ("волк"), пицены - от picus ("дятел") и т.п. Дятел почитался сабинами, его культ засвидетельствован в поселении Тиора Матиене (Dion. Halic. I 14, 5). Согласно легенде, пиценам выход из земли сабинов указал чёрный дятел (Strab. V 4, 2).
В обряд инициации входили состязания юношей в травле коз, зайцев, лис; испытание девушек, которые должны были кормить змей. Согласно "Энеиде", переселившиеся в Италию троянцы наблюдали, как волк и орёл поддерживали огонь, бросая в него ветки, а лиса, окуная хвост в воду, стремилась затушить им пламя. Италийский миф о свинье с тридцатью поросятами, появившейся во время высадки Энея (Verg. Aen. VIII 43-45, 81-83), по-видимому, является отражением троичности древнейшей общественной структуры (деление на тридцать курий; три трибы, тридцать членов племенного союза, триста членов совета старейшин и др.). У племён Северной Италии был известен миф о человеке-лебеде по имени Купавон (X 185-194).
Широко были распространены у италиков близнечные мифы. Культ близнецов засвидетельствован в Тускулуме, Пренесте, Лавинии, Метапонте и в Сицилии. Первоначально италики скорее всего почитали местных близнецов, лишь впоследствии переосмысленных как Диоскуры - Кастор и Поллукс (в надписи из Лавиния: "Castore i podlouqique quroi"). В Пренесте почитались близнецы Дигидии (или Дипидии). Эсхил (1-я половина 5 в. до н.э.) упоминает древнейший культ близнецов Паликов. В мифе местного происхождения, обработанном Эсхилом (Aeschyl. frg. 27 аМ), забеременевшая от Зевса нимфа Фалин в страхе перед гневом Геры спряталась глубоко под землёй. Во время родов земля разверзлась и выбросила двух близнецов (Macrob. Sat. V 19, 15-31). Культ Паликов связан, по-видимому, с древнеиталийской пастушеской богиней Палее. К ней во время праздника пастухов (Parilia, Palilia) обращались с мольбой о защите и размножении скота (участники праздника прогоняли сквозь огонь скот, прыгали через костры; Ovid. Fast. TV 721). Истоки этого италийского праздника (и его содержания, и его названия), вероятно, - в мифологических представлениях древних индоевропейских народов.
В И. м. имелись мифы о непорочном зачатии: Цекула, основателя Пренесте, зачала девушка (Serv. Verg. Aen. VII 678); царя Сервия Туллия - служанка Окризия из царского дома Тарквиниев (Liv. I 39, 5; Dion. Halic. IV 2, 3).
К глубокой древности восходят мифы о Латине, его супруге Амате, дочери Лавинии и женихе её Турне. Согласно предположению венгерского учёного А. Альфёльди, Гесиод, упоминающий Латина и Агрия - беспорочных царей тирренов (Неs. Theog. 1011 след.), почерпнул сведения о них из италийских мифов. В более пространной версии мифы о Латине и Агрии даны Вергилием в "Энеиде", Ливнем в "Истории от основания Рима" и другими авторами. Согласно "Началам" Катона Старшего, Латин - царь племени аборигенов (этимология имени племени не ясна) вытеснил с побережья Лация сикулов (или сакранов). Предки Латина - Сатурн, Пик, Тибрис, Авентин; отец Латина - Фавн, а его мать - нимфа Марина (Verg. Aen. VII 46 след.). Супруга Латина Амата - властная женщина, препятствующая браку дочери с чужестранцем Энеем и настаивающая на её браке с племянником Турком (Serv. Verg. Aen. VII 51). По всей видимости, мифологический сюжет возник в период этрусской колонизации Лация (7-6 вв. до н.э.). В имени "Турн" и названии его племени "рутулы" различимы этрусские корни - тиррен, расена (самоназвание этрусков). Этрусское влияние сказалось, по-видимому, и в том, что Амата и Турн были союзниками этрусского царя Мезенция. Вергилием донесён Вольский миф о героине Камилле, матерью которой была нимфа Касмилла, а отцом - правитель города Приверне Метаб. В младенческом возрасте Камиллу унёс в леса её отец, изгнанный своими подданными. Метаб посвятил Камиллу Диане, с помощью которой воспитал дочь воинственной охотницей и противницей брака (Verg. Aen. VII 804 след.).
В И. м. мир наполнен таинственными силами, духами, божествами. Иногда это - безличные множества, иногда они имеют более или менее определённый мужской или женский облик. Женские божества покровительствуют материнству, инициациям. Места их культа - пещеры, рощи, считавшиеся священными. Римские традиции и надписи сохранили более десятка имён италийских богинь - Куррес, Диана, Мефитис, Марика, Деклона, Вакуна, Ангиция, Ферония, Эгерия, Везуна, Вескей, Интерстита и др. Как высшая созидательная сила италиками почиталась богиня Керра (у умбров под именами Serf, Зerf, Cerrus, y осков - Kerri, y пелигнов - Сеrfum), получившая затем в римской мифологии имя Церера. В её подчинении было много женских и мужских божеств, обеспечивающих весь цикл жизни. В роще Керры в землях самнитов почиталось семнадцать божеств (это явствует из Агнонской таблицы), среди них: Diovei verehasioi [сопоставляемый исследователями с известным по латинским надписям (CIL IX 5574; XI 3245) рим. Jupiter Juventus - Юпитер, покровительствующий юности], Diovei rеgaturei (рим. Jupiter Rector или Jupiter Regator), Hercle (рим. Hercules, Геркулес), Fluusa (рим. Flora, Флора). Зависимость Геркле и Флуусы от Керры видна из сакральных формул Агнонской надписи - "Геркле Керры" и "Флууса Керры". Впоследствии и в римской мифологии встречается определение Флоры как "служанки Цецеры".
На основании археологических находок, иконографии, литературных источников можно утверждать, что в мифах италиков большое место отводилось Юноне. У фалисков и латинов она была главным божеством: по-видимому, считалась богиней плодородия, прародительницей и покровительницей инициации. Ей были посвящены отличающиеся плодовитостью коза и смоковница, а также змея - олицетворение оплодотворяющего начала. В Ланувии при обряде инициации в пещеру вводили девушек, которым предстояло накормить змею, посвященную Юноне. Кормление проводилось для проверки девственности испытуемой: поглощение змеей предлагаемой еды было свидетельством невинности девушки (Propert. IV 8, 3-14). Этой церемонии придавалось и другое, более широкое значение: принятие змеей корма (символизировавшее оплодотворение девушки) должно было оказать магическое воздействие на урожай, сулило изобильный год.
Покровительница диких зверей и инициации в мифах италиков - Диана. Центрами ее почитания были покрытая лесом гора Тифата (близ Капуи), умбрские поселения Пизавр и Игувий, роща Анагнии, альбанская гора Альгид, гора Керне в Пицене. Священная роща Дианы близ города Ариции была сакральным центром латинского союза. Древнейший элемент культа Дианы в этой роще - охрана священного дерева с "золотой ветвью" омелы. Стражем дерева выступал какой-нибудь беглый раб, и называли его "царем". Он сохранял этот статус, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву другому беглому рабу, претенденту на титул "царя" (Ovid. Fast. III 267 след.; Strab. V 3, 12). Английский ученый Дж. Фрейзер высказал предположение, что раб, охранявший дерево Дианы, рассматривался как супруг Дианы, а сам культ символизировал священный брак царя леса с богиней леса. В священной роще Ариции наряду с Дианой почиталось мужское божество Вирбий. Античные авторы отождествляли его с Ипполитом (Ovid. Met. XV 544; Serv. Verg. Aen. VII 761) на том основании, что в рощу нельзя было вводить коней. Немецкий ученый У. Шольц объясняет запрет вводить в рощу Дианы коней функциями коня как хтонического животного.
Древнейшей богиней - покровительницей диких зверей и инициации была также Ферония, почитавшаяся почти по всей Средней Италии (у сабинов, вестинов, умбров и др.). Попытке рассматривать Феронию как богиню этрусского происхождения противоречит примитивный характер культа и отсутствие священных рощ Феронии в колонизованной этрусками Кампании. По-видимому, в И. м. с Феронией связывалось освобождение рабов. В посвященной Феронии роще в Таррацине находился камень с надписью: "Садятся имеющие заслуги рабы, встают свободными" (Serv. Verg. Aen. VIII 564). В дальнейшем функции Феронии расширились: она стала также богиней-целительницей. Раскопки на месте священной рощи Феронии в Капене выявили множество терракотовых фигурок домашних животных и вылепленные из глины части человеческого тела.
Функции богини - покровительницы матерей несла Матута (Матер Матута). Она почиталась аврунками, латинами, сидицинами, вольсками и, возможно, самнитами. На древнейшем культовом изображении (4 в. до н.э.) Матута представлена кормилицей. Имя ее происходит от оскского слова "таtos" ("добрый"); Ма-тута - оскская параллель богини латинов, почитаемой римлянами как "добрая богиня" (Bona Dea). Согласно архаическому римскому календарю, к участию в культе Матуты не допускались рабыни и предоставлялась особая роль дочерям сестры (свидетельство глубокой древности культа). Римляне отождествили Матуту с богиней утренней зари (Lucr. V 656 след.).
Древнейшая богиня материнства в И. м. - Фортуна. Её образ, вероятно - результат эволюции мифологической слитной пары Портунус и Портуна, или Фортуна (Portunus и Fortuna, Fortuna - по семантике близкие др.-греч.
poros, рус. "порб"). Портунус (мужская половина) - покровитель мужской доли, а Фортуна (женская половина) - покровительница женской доли. Позднее в италийских мифах Портунус и Фортуна отделились друг от друга. Фортуна превратилась в богиню материнства, в мать-кормилицу, вобрав в свой образ черты других материнских божеств. Культовая статуя Фортуны в Пренесте - изображение богини в антропоморфном облике, в виде кормилицы с двумя младенцами мужского и женского пола (при римлянах рассматривавшихся как Юпитер и Юнона). В дальнейшем развитии мифологических представлений Фортуна стала почитаться как богиня судьбы, руководительница гаданий. Согласно мифу, изложенному Цицероном (Cicero, De Divinatione II 85-86) по "памятникам Пренесте", в Пренесте появился оракул Фортуны с ящиком из масличного дерева и жребиями из дуба со священными знаками. Его появление было связано со снами, указавшими некоему Нумерию Суффустию, "человеку честному и знатному", на необходимость расколоть в определённом месте скалу; когда это было сделано, из расколотой скалы выпали жребии со священными знаками; здесь-то и появилось святилище Фортуны. Жребии с предначертанием судьбы вытягивают из ящика по указанию Фортуны мальчики. Образ Фортуны вошёл затем в римскую мифологию. Портун же в И. м. долгое время не играл никакой роли; в римской мифологии его функции трансформировались в соответствии с поздним толкованием этимологии его имени (от лат. portus, "порт"), он стал морским божеством, покровителем портов.
Значительное место в италийских мифах занимал бог, известный у разных племён под именами Маворс, Маурс, Мамерс, Мармар, Март (судя по Игувинским таблицам, Март - земледельческое божество, не имеющее никакого отношения к войне). В календарях сабинов, пелигнов, эквикулов, латинов ему посвящён определённый месяц, он упоминается в древнейших сакральных гимнах; в различных италийских городах существовали коллегии жрецов Мамерса (Марса). С его культом был связан обычай ver sacrum ("священной весны"), засвидетельствованный у пиценов, френтанов, сидицинов, апулов, вестинов, пелигнов, марруцинов, марсов, умбров, вольсков, эквов и герников (Plin. Nat. hist. III 110; Strab. V 4, 2; V 4, 3; Ovid. Fast. III 95; Verg. Aen. VII 750): во время грозившей опасности племя давало обет Мамерсу (Марсу) принести в жертву молодняк скота или младенцев для отвращения бедствия. Младенцев, в отличие от молодняка животных, не убивали, а по достижении совершеннолетия выселяли за пределы территории племени. Их именовали сакранами (от ver sacrum), или мамертинцами (от имени Мамерса). Согласно некоторым мифам, проводниками и покровителями у них были священные животные Марса - волк, олень, бык - отсюда, например, название гирпинов (от оскского hirpus, "волк"). На шлемах самнитов, почитателей Мамерса, изображались рога священного быка. В дальнейшем, когда волчица стала символом Рима, на монете восставших италиков волчицу попирал бычок. Большинство исследователей полагает, что в ранних мифах Мамерс был покровителем произрастания и плодовитости, а также защитником территории каждого из племён и лишь впоследствии стал почти исключительно богом войны. По мнению Ж. Дюмезиля, Мамерс (Марс) был всегда богом войны.
Рядом с Мамерсом (Марсом) в И. м. стоял древний бог неба и солнечного света Юпатер, Иовис (рим. Юпитер). Архаические черты Юпатера вскрывают Игувинские таблицы, называющие местом отправления культа Юпатера Требуланские ворота, около которых ему приносили в жертву трёх быков "за крепость Физию (крепость города Игувия), за город Игувий, за народ крепости, за народ города"; таким образом, Юпитер (составляющий с Марсом и Вофионом умбрскую триаду) выступает в этом тексте как охранитель города и защитник его населения от внешней опасности. Юпатер, так же как Марс и Вофион, назван в Игувинских таблицах crapsti (grabovius). Термин "crapsti" толкуется исследователями различно. Немецкий учёный П. Кречмер, сопоставив crapвti со славянским "граб", "храб", переводит его как "дубовый". По мнению австрийского учёного А. Пфиффига, crapsti соответствует этрусскому crap ("камень") и означает "тот, что на камне". Оба предположения имеют основания: в дальнейшем в культе римского Юпитера особую роль играли дубовые листья и дуб; почитался также Юпитер-Камень (сохранились формулы клятвы ему). У племён Умбрии, Самния и Кампании Юпатер-Иовис в каждой местности наделялся особым эпитетом - Тифатин, Физовий, Компаг, Вицилин и др. Некоторые из этих эпитетов бесспорно - результат слияния общеиндоевропейского бога неба с локальными божествами гор, почитавшимися автохтонными племенами.
Третий бог, входивший в триаду, известен под именем Квирин (у латинов и сабинов) и Вофион (у умбров). В древности этимологию имени Квирин связывали либо с сабинским городом Куры (Cures), либо с лат. quiris, "копьё", либо с Квириналом, где находилось древнее сабинское поселение (древнейшее святилище Квирина было расположено близ Квиринальских ворот). Ныне утвердилось мнение, что в основе имени Квирин находится слово vir, "человек", "муж", "гражданин": Quirinus от co-virinos (ср. curia из co-viria, quirites, вольское covehriu), a имя Вофион (Vofionus) образовано (по тому же принципу, что и Квирин) из leudhion - loudhion, "возрастание" (ср. людин, англ.-сакс, leфd, нем. Leute). Предполагаемое соответствие между Квирином и Вофионом стало одной из опор гипотезы Ж. Дюмезиля о социальной символике италийской и римской триады богов (Юпитер, Марс, Квирин), восходящей к древнейшему делению индоевропейского общества на жрецов, воинов и земледельцев. Однако этой гипотезе противоречит то, что в И. м. Марс - не божество войны. Отличия И. м. от других античных мифологий (в первую очередь - от греческой) в отсутствии мифов о браках богов, генеалогических мифов; в распространении влияния италийских богов лишь в строго ограниченных пространствах - среди определенных племён и родов; в обилии демонических сил, о функциях которых зачастую можно лишь догадываться (прибегая к греческим и римским аналогиям). Вероятно, упомянутые в Агнонской таблице лимфы, подобно нимфам, были духами источников, а маты, как считает немецкий исследователь Ф. Альтхейм, соответствовали римским манам. Некоторые из этих множеств, например фавны, перешли от италиков к римлянам: в римской мифологии появилась пара Фавн и Фавна. Почитавшийся умбрами и сабинами бог растительности Поимуне (Poimune) стал у римлян богиней Помоной, имя которой этимологически связывали с pomum ("плод") (Serv. Verg. Aen. VII 190).
И. м. нашла отражение в наскальных изображениях, в рисунках на сосудах местного производства, в скульптурно оформленных ритуальных чашах и погребальных урнах, в статуях и статуэтках, зеркалах, фресках, на монетах. На скалах в южной части Альп (в долине Валь-Камоника и др.) найдены схематические изображения животных и птиц, мифологических сцен, в которых участвуют человеческие фигуры с предметами вооружения и сельскохозяйственными орудиями. В изображениях на сосудах из погребений преобладает конь - хтоническое животное. Наряду с реальными животными встречаются изображения фантастических животных - химер, грифонов и др. В италийском искусстве широко распространён мотив зверя, кормящего младенца или младенцев, борьба героев со звероподобными чудовищами. На зеркалах и других памятниках из Пренесте представлены близнецы, по своей иконографии существенно отличные от этрусских памятников с Диоскурами. Постепенно статуи италийских богов становились по технике исполнения и образу не отличимы от греческих, сохраняя от италийского прошлого лишь те или иные атрибуты. Мифологические сюжеты и персонажи изображались также на кампанских и римских фресках.

БОГИ. ДРЕВНИЕ ИТАЛИЙСКИЕ БОЖЕСТВА

Теллура
Теллура, мать-земля, была одной из древнейших италийских богинь. Она
олицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, все,
что нужно человеку для существования. Она же считалась владычицей
землетрясений и властительницей живых и мертвых. По преданию первой
служительницей Теллуры (ее называли еще "Светлой богиней") была жена
пастуха Фаустула (нашедшего и воспитавшего близнецов Ромула и Рема),
которую звали Акка Ларенция. У нее было 12 своих сыновей, и все они дружно
помогали матери при жертвоприношениях в честь богини Теллуры. Когда один
из братьев умер, его место занял Ромул. Став римским царем, Ромул учредил
жреческую коллегию из 12 человек, которая называлась коллегией арвальских
братьев (от латинского слова арвум - пахотный, полевой). Раз в году
совершался торжественный обряд жертвоприношения "Светлой богине", чтобы
она ниспослала хороший урожай на поля римских земледельцев. О времени
проведения этого празднества, приходившегося обычно на вторую половину
мая, перед наступлением жатвы, об®являл заранее глава арвальских братьев.
Ритуал соблюдался очень строго, так как малейшее нарушение могло навлечь
недовольство богини и, следовательно, угрозу урожаю. Вся церемония длилась
три дня. В первый и последний день жрецы собирались в городе, в доме главы
арвальских братьев. В парадных одеждах они возносили жертву Теллуре вином
и благовониями. Затем происходил обряд благословения хлебов, увенчанных
лавровыми листьями, и колосьев прошлого и нового урожая. Несколько позже
устраивалась общая трапеза жрецов с совместными молениями и возлияниями
вина на алтарь Теллуры. По окончании обряда участники его с пожеланиями
счастья подносили друг другу розы. На второй день праздник переносился в
священную рощу "Светлой богини", где находился ее храм и здание с
пиршественным залом для священных трапез. Ранним утром глава коллегии
приносил очистительную жертву - двух свиней и одну телку. После полудня,
надев венцы из колосьев, с покрытой головой они все направлялись в рощу,
где приносили в жертву жирную овцу, ладан и вино. Затем совершалось
возлияние, и арвальские братья направлялись на ближайшее поле за
колосьями, срезали их и передавали, перекладывая из левой руки в правую.
Эта процедура повторялась дважды, после чего ее проделывали с хлебцами,
которые жрецы, войдя в храм, распределяли между собой. Заперев храм и
удалив оттуда всех посторонних, арвальские братья начинали священную
пляску, распевая при этом гимн, слова которого им самим были уже
непонятны. И поскольку запомнить их было трудно, а ошибка грозила гневом
богини, то у всех были специальные богослужебные записи, которым они
строго следовали. Безусловно, это были древние заклинания о ниспослании
урожая, обращенные к земле.

Церера

Богиню жатвы, покровительницу плодородия - Цереру глубоко почитали
римские земледельцы. В честь ее устраивались торжественные празднества -
цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалии
особенно ревностно соблюдались низшими классами - плебеями. Они наряжались
в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и
после торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовые
соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у
себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивить
Цереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры слился с
культом "Светлой богини" (Теллуры) и греческой Деметры, но праздник
цереалии с его весельем и широким гостеприимством сохранился.

Бахус
Бахус - бог - покровитель виноградников, виноделия и вина, почитавшийся
под именем Либера

  • . Его женой была богиня Либера, помогавшая
    виноградарям и виноделам. Праздник в честь этой супружеской пары отмечался
    17 марта и назывался либералии. В городах в этот день, кроме торжественных
    жертвоприношений, устраивались театральные представления, а в сельской
    местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками и
    пирушками с изобилием возлияний Бахусу-Либеру, освобождающему человека от
    всяческих забот своим чудесным напитком, и его доброй и прекрасной жене
    Либере. Во время либералии приносились жертвы и богине Церере. Святилище
    Либера и Либеры помещалось в храме Цереры. Культ Бахуса-Либера был очень
    близок к культу греческого Диониса.
    [* Либер - по-латыни означает "свободный". По-видимому, это название
    содержало намек на некоторую свободу и распущенность проводившихся в честь
    Бахуса празднеств.]

    Вертумн и Помона
    Вертумн был богом смены времен года и превращений, которые происходят с
    земными плодами - сначала они цветут, затем зреют и, наконец, падают со
    склонившихся под их тяжестью ветвей. Вертумн ниспосылал на землю цветение
    весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов. Но о плодовых деревьях,
    особенно яблонях, тщательно заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона.
    Она успевала во всех садах подрезать сухие сучья, прививать новые черенки,
    поить прозрачной водой засыхающие деревья. Занятая своими хлопотами, она
    совершенно не замечала, как старались привлечь ее внимание такие полевые и
    лесные божества, как Пик

  • , живший в роще у Авентинского холма, и
    Сильван, а также шаловливые сатиры. Но более всех пленился юной красотой
    Помоны бог Вертумн. Пользуясь своим даром перевоплощения, он стал являться
    Помоне в самых разных обличьях - от воина до рыбака и простого садовника,
    предлагая ей свою любовь, но никто не мог завладеть сердцем Помоны и хоть
    на мгновение отвлечь ее от любимого дела. Вертумн решился воздействовать
    на упрямицу силой чужого убеждения. Превратившись в дряхлую старуху, он
    пришел к Помоне и, пока она предлагала почтенной гостье свежие фрукты,
    стал дребезжащим старческим голосом убеждать ее выйти замуж за славного
    бога Вертумна. Помона и тут решительно отказалась, сославшись на то, что
    никогда не видела бога и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн
    предстал перед смущенной Помоной во всем блеске своей красоты. Золотом
    сияли его кудри, любовью горели глаза. В одной руке юноша держал садовый
    нож, в другой - полную корзину благоухающих плодов. Пленившись прекрасным
    богом, юная Помона согласилась стать его женой. Соединившись навсегда, они
    с жаром продолжали заботиться о процветании и свежести плодоносных садов
    италийской земли. Римляне глубоко почитали эту юную божественную пару.
    Храм Вертумна был воздвигнут на Авентинском холме, Помона же имела своего
    собственного жреца - фламина. Когда начиналось созревание плодов, садоводы
    приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь
    Вертумна и его прекрасной жены.
    [* Божество полей и лесов, обладавшее даром прорицания. Пик отверг
    любовь волшебницы Кирки (Цирцеи), и она в наказание превратила его в
    дятла, который у римлян считался вещей птицей.]

    Фавн
    Фавн был добрым, веселым и деятельным богом лесов, рощ и полей. Он
    бдительно охранял пастушьи стада от хищников, за что пастухи почитали его
    под именем бога Луперка (защитника от волков)

  • и для его умилостивления
    приносили в жертву козлов и коз. Ежегодно 15 февраля весь Рим праздновал
    священные луперкалии, учрежденные, по преданию, еще Ромулом и Ремом,
    которые в младенчестве были выкормлены волчицей и сами выросли среди
    пастухов. Святилище Фавна - Луперкал - находилось у грота на Палатинском
    холме, в котором были найдены пастухом младенцы Ромул и Рем. Начиналось
    празднование луперкалий с принесения в жертву коз и козлов, причем возле
    алтаря стояли два юноши, ко лбам которых жрецы - луперки прикасались
    покрытым кровью жертвенным ножом и немедленно стирали эти кровавые полосы
    козьей шерстью, намоченной в молоке. При этом юноши должны были смеяться.
    Закончив обряд жертвоприношения и священного пиршества, жрецы, вырезав из
    шкур принесенных в жертву козлов набедренные повязки - передники и ремни,
    которые назывались фебруа[**], с криками и шумом выбегали из Луперкала и
    мчались вокруг Палатинского холма, нанося удары всем встречным ремнями.
    Это был древний очистительный и искупительный обряд, и римляне охотно
    подставляли себя под удары священных ремней, будто бы снимающих с них всю
    скверну, накопившуюся за год. Женщины, желавшие сохранения супружеского
    счастья, мира в семье и увеличения семейства, старались непременно
    получить удар козьего ремня и выходили навстречу бегущим луперкам. Любя и
    почитая расположенного к ним бога Фавна, римские земледельцы и пастухи
    праздновали еще и фавналии, которые справляли 5 декабря под открытым
    небом. Жертвоприношения, состоявшие из вина, молока и заколотых козлов,
    заканчивались веселым пиром, в котором символически принимал участие и сам
    веселый и добрый Фавн. В этот день скоту дозволялось бродить по полям и
    лесам без пастухов, пахотные животные отдыхали, а рабам разрешалось
    веселиться на лугах и перекрестках дорог. Хотя Фавн был доброжелательным
    божеством, но иногда он любил позабавиться и напугать человека, забредшего
    в глубину леса и нарушившего его покой. Любил он нашептывать всевозможные
    страшные истории спящим. Тем, к кому он был благосклонен, Фавн сообщал
    свои предсказания особым шелестом листьев. Ведь Фавн был сыном бога Пика и
    от него унаследовал пророческий дар. Если человек хотел получить ответ на
    мучившие его вопросы, он должен был без страха, находясь в священной роще,
    лечь на шкуру принесенной в жертву овцы и получить пророчество Фавна в
    сновидении.
    [* "Волк" по-латыни "люпус".]
    [** Отсюда название месяца - фебруарий (февраль).]
    Очень близок к богу Фавну был Сильван, который почитался как бог -
    покровитель леса. Он так же, как и Фавн, оберегал стада, пасущиеся в
    лесах, и любил простую пастушескую свирель. Его постоянным спутником был
    пес - верный помощник пастухов. Сильван также обладал даром пророчества, и
    иногда из глубины леса раздавался громкий и наводящий страх голос бога,
    предвещавшего важные события. К празднествам в честь бога Сильвана
    допускались только мужчины. Женщинам это было строго запрещено.

    Фавна
    Под покровительством богини Фавны находились поля, леса и сады, которые
    она щедро наделяла плодородием, будучи супругой бога Фавна и разделяя с
    ним его заботы. Под именем "Доброй богини" (Бона Деа) она оказывала особое
    благоволение женщинам, которые справляли в ее честь два торжественных
    праздника. Один из них происходил первого мая в храме богини, находившемся
    на Авентинском холме, куда стекались толпы римлянок, желавших почтить свою
    высокую покровительницу и принести ей положенные обычаем жертвы. Второе
    торжество приходилось на первые числа декабря и справлялось в доме одного
    из высших должностных лиц (консула или претора). Мужчины должны были
    покинуть дом на всю ночь. Руководили таинствами церемонии жрицы богини
    Весты и хозяйка дома, где совершалось богослужение. Присутствовать могли
    только женщины, причем они настолько свято хранили тайны этого обряда, что
    до сей поры так никто и не смог выяснить, что именно там происходило.
    Известно было лишь, что шатер, где стояло изображение богини, украшался
    виноградными лозами, у ног статуи насыпалась священная земля и все
    жертвоприношения сопровождались музыкой и пением гимнов. В истории этого
    культа известен лишь единственный случай, когда юноша попытался проникнуть
    в дом, где происходило таинство, переодевшись в женское платье и выдавая
    себя за музыкантшу. Обман был разоблачен служанками, и виновный обвинен в
    святотатстве

  • .
    [* Эту дерзость позволил себе молодой римский аристократ Клодий,
    подкупивший одну из прислужниц в доме Юлия Цезаря, где происходило
    таинство в честь "Доброй богини". Клодию было пред®явлено обвинение в
    нечестивости, по этому поводу вспыхнула волна негодования. Тогда Юлий
    Цезарь развелся со своей женой. Его спросили, почему он это сделал, ведь
    она ни в чем не была виновата. Цезарь ответил фразой, которая стала
    поговоркой: "Я сделал это потому, что жена Цезаря должна быть вне
    подозрений".]

    Веста
    Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как
    покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным
    и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в
    храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся "Пен" (Пентралия),
    хранились священные предметы, среди которых находились пенаты -
    изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из
    разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий
    понтифик и весталки - жрицы богини Весты.
    Главной обязанностью весталок (их было шесть) было поддержание
    неугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень тщательно, из
    хороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам отбирал
    шестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию. Они поступали
    в обучение к старшим весталкам на десять лет, сначала пройдя церемонию
    посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве
    жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и нарекали
    именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять
    лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были
    выполнять в течение следующего десятилетия. Самой тяжкой провинностью
    весталки было "осквернение огня Весты" - нарушение данного ею обета
    целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью - ее зарывали живой в
    землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу
    выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В этом
    погребе стелили постель, ставили зажженный светильник и оставляли
    небольшой запас еды - хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это
    делалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом священную
    особу ее жрицы. Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в
    наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было
    слышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль. Когда
    носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик
    возносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением страшного
    приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в
    покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча спускалась
    вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей.
    За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у
    какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам
    великий понтифик. Угасший огонь на очаге Весты считался дурным
    предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем
    трения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой древности
    обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена.
    Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить
    воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в течение
    тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право
    возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки
    оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в
    Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их
    показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось
    смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то
    казнь отменялась. Особо уважаемым весталкам, оказавшим какие-либо важные
    услуги, воздвигались статуи

  • . Старшая по возрасту среди них называлась
    главной весталкой и руководила всеми остальными. В Риме ежегодно 9 июня
    справлялись празднества в честь богини - хранительницы государства и
    семейного очага. Они назывались весталиями и сопровождались обрядами и
    жертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды и
    масла. Веста была символом, об®единявшим римских граждан в одну большую
    семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел столь важное
    значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее
    святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими
    святынями, был крепок и могуч.
    [* Подобных статуй было найдено несколько, и хотя лица их повреждены,
    но прекрасно сохранились все детали одежды и головных уборов этих жриц.]

    Вулкан
    С государственным культом огня и очага связано также почитание
    римлянами бога Вулкана. Храма Вулкана в самом городе не было, но в центре
    Рима на возвышении над форумом находилась священная площадка, так
    называемый вулканал, где, словно у государственного очага, проводились
    совещания сената. Все храмы Вулкана, как божества, связанного с огнем и
    пожарами, находились за пределами городских стен. Вулкан, подобно
    греческому богу Гефесту, был искуснейшим кузнецом, покровителем
    ремесленников и ювелиров. Женой его была прекрасная богиня Венера.
    Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа и
    отмечались жертвоприношениями и шумны- ми играми в большом цирке. Вулкан
    почитался и как бог п

  • Категория: По латинскому языку | Добавил: Vina
    Просмотров: 1172 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вторник, 02.09.2014, 12:04
    Приветствую Вас Прохожий
    Форма входа
    Логин:
    Пароль:
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 0
    Гостей: 0
    Пользователей: 0